Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Нарушения приспособительных реакций представляют собой не ярко выраженные и протекающие в более мягкой форме психогенные депрессии или тревожно-фобические расстройства. На основании доминирующих симптомов выделяют отдельные виды расстройств адаптации, при которых у больных преобладают признаки:

Глава Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма

Важное значение в формировании адаптации и дезадаптации, здоровья и патологии у человека имеет стресс (стрессорные реакции).

Адаптация – это способность, а дезадаптация – это неспособность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям существования (к изменениям как внешней, так и внутренней сред) посредством активизации многообразных реакций и механизмов, реализующихся на различных уровнях организации организма и сопровождающихся изменениями метаболических, структурных и физиологических процессов.

В основе адаптации лежит снижение чувствительности реагирующих структур организма (периферических и центральных рецепторов) к действию повторяющихся различных адекватных раздражителей (световым, цветовым, звуковым, обонятельным, вкусовым, температурным, осязательным, проприоцепторным, равновесия и др.).

В основе дезадаптации лежит нарушение адекватного реагирования как на однократные, так и многократные физиологические и патогенные обычно сопровождается сохранением и даже повышением чувствительности реагирующих структур к действию повторяющихся тех или иных раздражителей.

41.2. Классификация адаптаций

Виды адаптивных реакцийв зависимости от:

  • происхождения: биологические и социальные;
  • адекватности: адекватные или физиологические и неадекватные или патологические;
  • условий жизни: бытовые и производственные;
  • скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные. К срочным относятся сердечные, сосудистые, дыхательные, поведенческие и др. адаптивные реакции. К долговременным – геосоциальные биоритмы и др. К постоянным – геофизические биоритмы и др.

Виды адаптивных механизмовв зависимостиот:

  • затрачиваемой энергии: активные и пассивные;
  • роли наследственности: наследственные и приобретенные;
  • вида раздражителя: специфические и неспецифические;
  • скорости возникновения и длительности действия: срочные, долговременные и постоянные.

Активные механизмы реализуются с затратой, а пассивные механизмы – без затраты энергии (АТФ, АДФ, КрФ).

Читайте также:  Развитие позитивного мышления — практика и упражнения

К наследственным(генотипическим) адаптивным механизмам относятся: инстинкты, безусловные рефлексы, видовой иммунитет, неспецифическийиммунитет к инфекционным и неинфекционным факторам с участием лизоцима, интерферона, комплемента, фагоцитоза и др. В основе генотипической адаптации лежит возникающее в ходе эволюции изменение различных структур генома, обеспечивающее лучшее приспособление организма к изменившимся условиям существования.

К приобретенным(фенотипическим) адаптивным механизмам относятся: условные рефлексы, навыки, активный иммунитет: естественный – постинфекционный и искусственный – поствакцинальный и др.

Глава Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма

В основе фенотипической адаптации лежат возникающие в процессе онтогенеза изменения жизнедеятельности (повышение выживаемости) организма под влиянием постоянно изменяющихся условий внешней среды либо вследствие ускоренного развития соответствующих морфологических структур, либо в результате активизации механизмов приобретения соответствующих навыков.

В основеспецифическойадаптации лежит увеличение устойчивости к повторно действующему одному и тому же раздражителю.

В основенеспецифической (перекрестной) адаптации лежит увеличение устойчивости как к постоянно действующему раздражителю, так и другим раздражителям (физическая нагрузка, недостаток О2, тепло, токсины и др.).

К срочным механизмам адаптации относятся: инстинкты, нервные, эндокринные, гуморальные, иммунные и миогенные механизмы.

К долговременным – специфические и неспецифические механизмы, приобретенные в процессе активного иммунитета.

К постоянно действующим – видовой иммунитет, обеспечивающий неспецифический иммунитет к действию как инфекционных, так и неинфекционных факторов.

Основные пути адаптации организма по отношению к действию раздражителей:

– бегство или устранение от действия раздражителя;

– активное противодействие организма раздражителю (защита от него, ослабление действия или разрушение его, ликвидация неблагоприятных последствий его действия).

Стадии адаптации:

– по Ф.З. Меерсону: срочная, переходная, долговременная;

– по Г. Селье: тревоги, резистентности, истощения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Расстройства адаптации следует дифференцировать от состояний, не относящихся к психическому расстройству. Согласно DSM-III-R, эти события, не связанные с психическим расстройством, не вызывают нарушений в общественной и профессиональной деятельности или каких-либо симптомов или проявлений, выходящих за рамки нормальных критериев на стресс. Вследствие отсутствия абсолютных критериев для облегчения дифференциального диагноза между расстройством адаптации и состоянием, не связанным с психическим заболеванием, желательно обследовать больного вусловияхстационара.

Читайте также:  Что делать если муж играет в компьютерные игры постоянно

Хотя и неосложненная утрата близкого человека также включает временное нарушение социальной и профессиональной деятельности, наблюдающиеся нарушения остаются в рамках нормальной реакции на потерю любимого человека и, таким образом, не рассматриваются как расстройство адаптации.

Другие расстройства, от которых следует отличать расстройство адаптации, включают тяжелое депрессивное расстройство ввиде соматизации, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, расстройства поведения и посттравматические расстройства, связанные со стрессом.

Во всех случаях эти диагнозы должны быть названы как основные, если они отвечают соответствующим критериям, даже при наличии стресса или ряда стрессов, которые могли служить провоцирующим моментом. Однако у некоторых больных отмечаются заболевания, отвечающие критериям обоих расстройств, расстройства личности и расстройства адаптации.

При посттравматическом стрессовом расстройстве симптомы, развивающиеся после психологически травматизирующего события или событий, выходят за рамки нормальных человеческих переживаний. Это означает, что подобные симптомы можно ожидать после данных стрессов у большинства людей. Стресс может быть перенесен индивидуально (изнасилование или нападение) или среди людей (например, на поле сражения). Целый ряд стихийных бедствий, таких как наводнение, авиационные катастрофы, атомная бомбардировка и лагеря смерти, также расцениваются как сильные стрессы. Стресс всегда содержит психологический компонент, а часто и сопутствующий соматический компонент, который оказывает непосредственное повреждающее воздействие на нервную систему. Считается, что это расстройство более тяжелое и длительное, когда стресс обусловлен поступками человека (например, изнасилование), чем внешними причинами (например, наводнение).

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Аутизм — это нарушение социального развития, которое характеризируется стремлением уйти «в себя» от мира. У этой болезни нет начала и конца, она — пожизненный приговор. У больных аутизмом могут быть как развитые интеллектуальные способности, так и, наоборот, малая степень отсталости в развитии. Ранним признаком аутизма называют неумение ребенка принимать и понимать других людей, «считывать» с них информацию. Характерным симптомом является избегание взгляда «глаза в глаза».

Читайте также:  Как правильно себя вести с больным шизофренией дома?

Для того чтобы помочь аутичному ребенку приспособиться в мире, родителям необходимо запастись терпением и толерантностью, ведь им часто придется сталкиваться с непониманием и агрессией со стороны окружающего мира. Важно понимать, что их маленькому сыну/дочке еще тяжелее, и он/она нуждается в помощи и опеке.

Ученые предполагают, что социальная дезадаптация аутичных детей возникает из-за нарушений работы левого полушария мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие личности.

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Существуют основные правила того, как наладить общение с ребенком, больным аутизмом:

  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Принимать его таким, какой он есть. В любых обстоятельствах.
  • Запастись терпением при его обучении. Тщетно ожидать быстрых результатов, необходимо радоваться и маленьким победам также.
  • Не осуждать и не обвинять ребенка за его болезнь. Собственно, никто не виноват.
  • Подавать ребенку хороший пример. Не имея навыков общения, он будет стараться повторять за родителями, и потому следует тщательно выбирать круг общения.
  • Смириться с тем, что чем-то придется жертвовать.
  • Не скрывать ребенка от общества, но и не мучить его им.
  • Уделять больше времени его воспитанию и становлению личности, а не интеллектуальному обучению. Хотя, разумеется, важны обе стороны.
  • Любить его, несмотря ни на что.

Классификация. Подвиды психосоциальной дезадаптации

В зависимости от причин и факторов условно можно составить следующую классификацию психосоциальной дезадаптации:

  • Социально-бытовая. Человека могут не устраивать новые условия быта.
  • Правовая. Человека не устраивает его место в социальной иерархии и/или в обществе вообще.
  • Ситуационно-ролевая. Кратковременная дезадаптация, связанная с неподходящей социальной ролью в определенной ситуации.
  • Социокультурная. Неспособность принять менталитет и культуру окружающего социума. Чаще проявляется при переезде в другой город/страну.
PAPATOR - медицинский журнал о здоровье