Психология годовалого ребенка

Здравствуйте, уважаемые читатели! Когда речь заходит о наших детях, то каждый родитель хочет видеть своего ребенка в самом лучшем свете. Но порой случается, что мы пытаемся опередить развитие и научить малыша тому, для чего он еще не созрел. Сегодня мы поговорим о том, какая должна быть речь ребенка в 1 год. Мы рассмотрим особенности этого возраста, а также выявим, что же поможет вам развить разговорные способности своих детей должным образом.

Что новенького

  • Главное достижение большинства детей в 1 год — умение самостоятельно ходить.
  • В этом возрасте большинство деток могут вставать и ходить без опоры или поддержки взрослых.
  • Активно путешествует по комнатам, быстро ползает, сам встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
  • Проявляет различное отношение к разным людям.
  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
  • Навык использовать во время еды ложку и кружку значительно улучшился.
  • Активно проявляет недовольство, протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)
Фундамент успешного воспитания

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.

Как дисциплинировать годовалого ребенка

Помните, дети развиваются с разной скоростью. Через год большинство из них становятся более мобильными и открывают для себя новые вещи, которые можно увидеть и потрогать.

Они понимают большую часть того, что говорят взрослые, и их словарный запас растет, но им все еще трудно общаться.

Каждый день они узнают, как делать что-то новое, и нуждаются в том, чтобы родители научили их правильному поведению. Если вам интересно, как лучше всего дисциплинировать своего годовалого ребенка, вот 10 советов экспертов, которым нужно следовать.

  1.  Установите границы

     

Границы обеспечивают безопасность ребенку, чей авантюрный дух ведет его к исследованиям, но неопытность может сбить с пути. Считайте эти ограничения не только способом защитить своего ребенка, но и основой для будущих жизненных уроков.

Читайте также:  150 красивых и необычных имен для девочек: список со значениями

Давайте ребенку словесные подсказки, чтобы указать, чего можно трогать, а чего нельзя, и какое поведение приемлемо, а какое нет. Помогите ему назвать свои чувства и помогите найти допустимые способы их выражения.

  1. Отвлекайте и перенаправляйте

Годовалые дети исследуют, используя свои руки и рот. Вам не обязательно жить в пустом пространстве, но важно хранить опасные и хрупкие предметы вне досягаемости.

Отвлечение внимания является лучшей дисциплинарной мерой для младенцев и детей ясельного возраста. Изменение обстановки или занятий — эффективный способ изменить поведение вашего ребенка.

Отвлечение может быть простым, например, юмором: назвать грузовик бананом или надеть дуршлаг вместо шляпы.

Если малыш схватил «запрещенный» предмет, попробуйте использовать метод «приманки и подмены»: замените его на приемлемый. Это особенно полезный способ научить старших братьев и сестер защищать свои драгоценности.

  1. Предлагайте модели поведения

Общаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и говорите мягко. Это побудит его спокойно слушать вас. Поймите, что ваша реакция на ситуации повлияет на ребенка.

Например, скажите: «Будь осторожен с домашними животными». И покажите, как гладить собаку ладонью или почёсывать пальцами.

Последовательность также важна. Если у вас есть правило есть только на кухне, не приносите свои перекусы в гостиную.

  1. Подтверждайте чувства

Взрослые знают, что есть дела, которые мы должны делать, независимо от того, как мы к ним относимся. Детям нужно этому научиться.

Им может не нравиться автокресло, но они все равно должны быть в нем. Так что найдите время, чтобы научить своего ребенка, что не хотеть делать что-то — это нормально, но это не повод отказываться от необходимых дел.

  1. Не обращайте внимания на плохое поведение и хвалите за хорошее

Один из эффективных дисциплинарных приемов — отказаться отвечать на нытье ребенка, пока он не изменит поведение. Вы также можете попытаться отвернуться от него в ответ, когда он ударит или укусит вас.

Немедленно хвалите поведение, которое вы хотите закрепить. Не смейтесь и не улыбайтесь при поступках, повторения которых вы не желаете.

  1. Предвидьте проблемы

У вашего ребенка будут истерики. Часто это происходит, когда малыши устали или голодны. Старайтесь не строить планы на время сна или приёма пищи.

Когда ребенок расстраивается, сохраняйте спокойствие, потеря контроля над ним подаст сигнал, что ему есть чего бояться. Истерики обычно возникают из-за разочарования.

Если ваш ребенок в безопасности, просто подождите. Спокойные родители чаще способны понять, почему ребенок расстроен. Лучше проявить любопытство, а не злиться.

  1. Используйте «Нет!» разумно

Суровое «Нет!» обладает большей мощностью при нечастом использовании. Сохраните это, чтобы указать на опасность, например, если ребенок тянется к горячей сковороде, а не на мелкие нарушения, такие как снятие обуви в общественных местах.

Формулируйте требования в позитивном ключе, например: «Мы не снимаем обувь, если мы не дома», чтобы объяснить, какое поведение мы хотим видеть.

Ограничение собственного употребления «нет» может также уменьшить количество раз, когда наши дети говорят это.

  1. Будьте последовательны

Дети любят последовательность. Постарайтесь придерживаться регулярного графика, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Предупреждайте об изменениях и переходах, чтобы минимизировать сбои.

Читайте также:  Болезни-призраки. Вегетососудистая дистония

Хотя у родителей и ближайших родственников (бабушек, дедушек) могут быть разные представления о воспитании, все должны соблюдать одни и те же правила.

  1. Выберите разумные ограничения

Детям очень нужны ограничения, но им также нужна некоторая свобода, чтобы исследовать и учиться. Решите, какие ограничения не подлежат обсуждению (например, пристегнуться в автокресле или держаться за руки во время прогулки на улице).

  1. Не ждите совершенства

Ваш ребенок только изучает «правила», и ему потребуются напоминания. В этом возрасте у детей не хватает самоконтроля, чтобы всегда вести себя хорошо, и они легко отвлекаются на новые вещи.

Им нужно время и пространство, чтобы двигаться и исследовать. Им нужны родители, чтобы научить их, какое поведение приемлемо и безопасно.

Стадии речевого развития

  • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.

Понимание речи

Пассивный словарный запас ребенка также важен, как и активный. Именно из него развивается активный словарный запас.

В пассивный словарь входят не только существительные, глаголы и прилагательные, но также фразы и выражения.

В эту группу обычно относят те слова, которые знакомы ребенку, и он может наблюдать за ними каждый день. Есть несколько типов пассивных словарей. Мы рассмотрим их ниже и приведем примеры групп, относящихся к ним.

Предметный словарь:

  • части тела (ноги, руки, голова);
  • игрушки (кукла, машинка, мяч);
  • дом или квартира (окно, стены, дверь);
  • мебель (стул, кровать, стол);
  • одежда и обувь (шапка, ботинки, платье);
  • домашние животные (корова, кошка, лошадь);
  • дикие животные (волк, заяц, лиса);
  • овощи и фрукты (банан, помидор, картошка).

Глагольный словарь:

  • действия, которые совершает сам малыш (бежит, сидит, спит, танцует);
  • действия, совершенные близкими (стирать, читать, петь).
Понимание речи

Прилагательные, наречия:

  • название цветов (белый, черный, синий);
  • названия каких-либо ощущений (вкусно, горько, сладко);
  • названия каких-либо понятий (большой, аленький, много, мало).

Мы привели лишь некоторые примеры слов, относящиеся к тому или иному словарю. Конечно, их больше, и они могут отличаться от словаря разных детей. Тем не менее все вышеперечисленное можно назвать фундаментом в процессе правильного формирования речи.

Работая над словарным запасом, также необходимо развивать и фразовую речь. Для этого необходимо использовать максимально простые фразы с теми словами, которые уже знакомы ребенку по отдельности.

Читайте также:  Как отличить женский флирт от элементарной вежливости

Это могут быть такие выражения как «Где папа»? «Дай попить», «Держи яблоко», «Принеси мячик» итд.

Специалисты утверждают, что становление именно фразовой речи является самым главным показателем успешного развития ребенка.

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

Ребенок в шестой месяц жизни

Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.

Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.

Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.

Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.

Что может ребенок в конце шестого месяца:

  • садиться самостоятельно;
  • ползать способом «по-пластунски»;
  • пытаться подняться на четвереньки;
  • брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
  • играть в простые игры, хлопать ладошками;
  • находить глазами крупный предмет, который называет мама.
PAPATOR - медицинский журнал о здоровье