Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Виды нарушений детского зрения

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

Виды нарушений детского зрения
  • Близорукость или миопия. Это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Их поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
  • Дальнозоркость или гиперметропия. тут Здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
  • Косоглазие. Данное заболевание имеет характеристику отклонённой точки фиксации одного из глаз. У детей с подобным недугом снижается острота восприятия глаза с патологией, нарушается в целом восприимчивость обоих глаз. Способность видеть изображение как единое целое, становится невозможной. Причинами такого заболевания могут быть наследственность, психические травмы в виде испуга, болезни инфекционного характера, глазные аномалии и многие другие. Признаки начинают проявляться, как правило, уже в двухлетнем возрасте.
  • Астигматизм у детей очень распространённое заболевание . Возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.
  • Нистагм или дрожание глаз. При данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок. Бывает, что глаза вращаются по – горизонтали, по – вертикали, или по кругу. Этот недуг плохо поддаётся лечению и считается сложным, так как причины лежат в поражениях гипофиза, мозжечка или продолговатого мозга. При нистагме дети имеют слабое зрение, и видят предметы нечёткими.
Читайте также:  Как повысить либидо у женщин: после 40, причины снижения

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства. Разумеется, те, кому не повезло родиться с дефектом, испытывают с раннего возраста негативное отношение ровесников. Чтобы подобного не случалось, необходимо с младенчества объяснять детям, например, кто такие дальтоники и как к ним относиться. Дальтонизм не должен стать причиной ужасного отношения.

Виды нарушений детского зрения

Инфантильное личностное расстройство

Инфантильное личностное расстройство

Причины развития расстройства

  • избалованность, вседозволенность;
  • попустительский стиль воспитания;
  • психические травмы, пережитые в детском возрасте.

Симптоматика расстройства

В детском и подростковом возрасте:

  • Капризность. Запрет или промедление в исполнении желаний приводят к истерике.
  • Привязанность к родителям. После 5-ти лет ребенок все еще очень привязан к одному из родителей, стремится постоянно находиться рядом.
  • Бунтарство. Отказ выполнять требования родителей может основываться на лени или на стремлении к противоречию.
  • Стремление к превосходству над сверстниками провоцирует споры, драки.

В юности и зрелом возрасте:

  • Изнеженность, неспособность переносить минимальные физические нагрузки.
  • Излишняя эмоциональность. Плохо контролирует тревогу, страх, агрессию. Эмоции проявляются мимически, словесно, в движении. Очень сложно переносит стрессовые ситуации (бытовые неурядицы, конфликты, экзамены) теряет самообладание и способность мыслить аналитически. Преобладают злобно-угрюмые эмоции.
  • Халатность, небрежное и некачественное исполнение своих обязанностей в семье и на рабочем месте.
  • Потребность в любви и одобрении. Привязываются к человеку, часто проявляет уступчивость, покорность. С этим человеком агрессивные и разрушительные наклонности не проявляются.
  • Крайний эгоизм. Всегда ставит свои интересы выше интересов других. Все действия направлены на обеспечения собственного комфорта и выгоды. При этом игнорируются моральные нормы. Эгоизм становится причиной постоянных конфликтов. Любая попытка перечить воспринимается очень бурно и перерастает в скандал.
  • Злопамятность. Надолго запоминают обиды, даже мелочные. Склонны к мести.
  • Детские привычки. Ковыряние в носу, обгрызание ногтей, сосание губ, пальца.
  • Мастурбация, пристрастие к необычному сексу.
  • Пристрастие к таинственному; чтение соответствующей литературы и просмотр передач о призраках, инопланетянах и т.д.
  • Вредные привычки. Потребление алкоголя или наркотических веществ, часто в неумеренных дозах.
  • искренность;
  • открытость;
  • искренняя привязанность к близкому человеку.

К какому доктору обращаться

Диагностика патологии

  • Биографический метод – беседа с пациентом. Как правило, специалист заранее составляет список вопросов для интервью, во время которого он получает информацию о жизни пациента, симптомах расстройства, особенностях поведения.
  • Личностные опросники – мини-мульт, MMPI, 16-ти факторный личностный опросник Кэттелла, психодиагностический тест Ямпольского, личностный опросник Айзенка. После обработки полученных ответов специалист получает информацию о особенностях характера и темперамента личности, ее поведении и взаимоотношениях с окружающими.
  • Проективные методики. Пациента просят рассказать, что нарисовано на картинках, дополнить предложение, продолжить ассоциативный ряд, истолковать ситуацию, изображенную на картинке. По ответам судят о особенностях мышления, наклонностях, степени выраженности агрессивности, эгоцентризма и др.

Лечение нарушения

  1. Медикаментозное лечение применяют для лечения депрессии, на фоне инфантильного расстройства.
Группа препаратов Представители Механизм действия
Антидепресанты — Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина Индалпин, Панурамин Блокируют захват нейронами серотонина, что способствует снижению психомоторной заторможенности, приводящей к депрессии.
  1. Психотерапия
  • Психоанализ расценивает инфантильность, как фиксацию личности на стадии развития на которой пациенту было наиболее комфортно. По этой причине тревожность, вызванная проблемами в реальной жизни, снимается детскими способами из комфортного периода. Задача специалиста выявить психическую травму, которая задержала развитие личности на детском уровне.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. На индивидуальных или групповых занятиях специалист указывает на ошибки в мышлении и поведении. Пациенты учатся заменять распознавать негативные мысли, заменять их на конструктивные. В ходе «домашних заданий» они осваивают модели поведения, соответствующие их возрасту и общепринятым нормам.
  • Гипнотерапия – коррекция нарушений поведения с помощью гипноза. Пациент, находясь в гипнотическом трансе, хорошо воспринимает словесные установки специалиста. С их помощью удается сгладить проявления расстройства, сделать человека более самостоятельным и уравновешенным. Эффект заметен уже через 2-3 сеанса.
Читайте также:  Гороскоп здоровья: болезни знаков Зодиака и лечение по гороскопу 

личностные расстройства не нуждаются в лечении, если они компенсированы

Особенности образования

Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.

Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.

Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).

Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.

Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.

PAPATOR - медицинский журнал о здоровье