Кто виноват и что делать, если ребенок не хочет учиться?

Получение образования – важная часть жизни современного человека. Уже со школы мы начинаем активно накапливать знания в самых разных областях, а также учимся их применять. Вполне естественно, что родители, желая своим детям лучшего будущего, хотят дать им достойное образование. Но что делать, если успеваемость ребенка в школе оставляет желать лучшего?

Когда возникают у детей проблемы с учебой?

  1. Непонимание материала

    Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.

  2. Отвлекающие факторы

    Самый распространенный недуг нынешней молодежи – неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.

  3. Система нравственных ориентиров

    Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Нужно ли заставлять ребенка учиться?

Дети индивидуальны, и способности к учебе у них различаются. Одним легко даются все предметы в школе, другим какие-то определенные. Иногда случается и так, что у ребенка плохая успеваемость по большинству дисциплин.

Родители, чьи дети получают плохие оценки, стараются повлиять на ситуацию: нанимают репетиторов, дополнительно занимаются дома, заставляют посещать факультативы, проводят беседы, ругаются, наказывают. В любом случае создается некомфортная для малыша ситуация — он подвергается давлению, ведь родители возлагают на него надежды, которые он не оправдывает. В конечном итоге наступает момент, когда взрослые задаются вопросом: а стоит ли вообще заставлять детей учиться лучше?

Важно обращать внимание на то, как ребенок сам относится к своей учебе. Если он приходит из школы в хорошем настроении, даже получив очередную «тройку», у него много друзей и его никто не обижает, его устраивают собственные оценки — то нецелесообразно заставлять малыша выбиваться в лидеры по успеваемости. Но это совершенно не значит, что нужно позволить ему расслабиться и не придавать никакого значения учебе. Скорее стоит просто контролировать ребенка, чтобы у него не было неудовлетворительных оценок и долгов по предметам.

Если малыш не очень преуспевает в учебе, то важно найти ему другое занятие, например, спортивную секцию или творческий кружок, в котором он сможет добиться высоких результатов. Это необходимо ребенку для поднятия самооценки, воспитания уверенности в собственных силах и разностороннего развития.

В том случае, когда малыш переживает из-за оценок, хочет учиться, но некоторые предметы ему не даются, необходимо всячески помогать ребенку, ведь в такой ситуации он особенно нуждается в родительской поддержке. Старайтесь акцентировать внимание на успехах, а не на промахах, объясняйте непонятные темы. Важно создать атмосферу в семье, которая сохранит мотивацию учиться, и поможет сохранить здоровую самооценку.

Ребенок плохо учится что делать

Сначала разберемся с возрастом.

Дошкольники

Далеко не все родители осознают серьезность дошкольного обучения, а зря. Именно в раннем детстве закладывается большинство привычек и шаблонов. Если вы игнорируете занятия в саду, не интересуетесь успехами и достижениями, не закрепляете пройденное, а единственное, что вас волнует – удовлетворение физиологических потребностей, не стоит удивляться, что ваш малыш в школе будет в числе отстающих. Даже самый способный ребенок будет отставать, просто потому, что это «не нужно». Малышам не понятно, почему в садике ему учиться было не обязательно, а в школе, вдруг, от него требуют результатов, внимания, хороших оценок. Будьте последовательны!

 Младшие школьники

Совершенно другая ситуация, если в саду малыш радовал успехами и был лучшим, а теперь, вдруг, перестал интересоваться учебой. Здесь есть несколько причин.

Во-первых, переход от игровой формы к общеобразовательной может попросту не нравится ребенку, ему не интересно, как учитель рассказывает и объясняет. Попробуйте дома проходить то же самое, но в игре. Если поможет – поговорите с педагогом, возможно, вам достался молодой специалист, которому нужна будет ваша подсказка.

Во-вторых, возможно, что вы старались настолько, что забежали вперед и то, что проходят в классе, ваше чадо уже давно усвоило, и из-за скуки ребенок стал плохо учиться. Здесь вам может помочь беседа с директором о сдаче предметов экстерном и переходе в следующий класс.   Не оставляйте без внимания холодность малыша к учебе. Если вы не исправите ситуацию сейчас – последствия могут быть серьезными – ребенок отвыкнет учиться, и потом заставить его сесть за учебники будет очень сложно.

В-третьих, желание может пропасть из-за изменения положения в обществе. К примеру, малыш опережал сверстников в саду, но уровень их развития был не высок. Если такой ребенок попадет в развитый класс, он может ощутить себя неспособным, хуже остальных и бросить попытки догнать одноклассников. Вы должны очень внимательно относится к тревожным сигналам типа нежелания ходить в школу, заниматься, выражениям «А зачем?», «Я все равно не пойму (не смогу, хуже всех)». Постарайтесь выровняться, догоняйте вместе, объясняйте, показывайте, упрощайте (где можно). Если вы вовремя выявите эту проблему, ее можно  будет легко решить.

Читайте также:  Наши родители: как улучшить отношения с ними?

 Подростки

      В период полового созревания учеба невольно отходит на второй план. Вашему юному созданию гораздо важнее мнение сверстников по поводу его внешнего вида, чем об успеваемости. А если в жизни вашего чада появилась первая любовь, о каких уроках может идти речь?! Как вести себя в этот период? Не ограничивать свободу, но в то же время контролировать. Поощряйте достижения в учебе какими-либо развлечениями (покупкой двух билетов в кино, абонемента в боулинг или бильярд, устройства вечеринки у вас дома).

Внимательно относитесь к внешнему виду подростка. Покупайте элементарную косметику юной девушке (речь не идет о тональных кремах, тушах, тенях) – кремы для лица и рук, питательные маски для кожи, гигиеническая помада, полезные эмали для ногтей. Пересмотрите гардероб. Ваша подросшая принцесса должна выглядеть современно, но не пошло. То же можно сказать о юноше.

Если вы будите поддерживать их в важном внешнем вопросе, они будут доверять вам и совместное решение проблем духовных. Если ребенок будет уверен в себе, в его жизни будет гармония,  это скажется и на учебе.

 Оценки и отношение к ним

      Иногда родители предъявляют повышенные требования не к знаниям ребенка, а к числовому их выражению. Учителя, как и все мы, подвержены субъективности в оценивании. Прежде чем бить тревогу, проверьте, каковы реальные знания вашего ребенка. Оценки в жизни не главное. Базовые понятия об общеобразовательных предметах, всестороннее развитие, умение искать и находить, пользоваться литературой гораздо важнее, чем аттестат с одними пятерками.

Будьте внимательны и благоразумны!

РЕБЕНОК НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Медленно снимаем с себя ответственность

Вторая важная идея: вы свой аттестат уже получили. Задача родителей: помогать по запросу. Подсказать, объяснить, разобрать сложную тему или почитать вместе д/з по литературе, нанять репетитора. Но никак не учиться вместо ребенка.

Помочь выделить время для домашней работы актуально в начальной школе. Здесь еще можно повелительно выключить телек и отправить писать прописи. Первые неудачи тоже лучше пережить сразу. Не сделал уроки – получил двойку – сделал выводы. В 7 лет это полезнее, чем в 16.

Медленно снимаем с себя ответственность

Если мама строго контролировала каждый шаг до десятого класса, то перед выпускным ее ожидает масса сюрпризов. Валяющийся на диване с телефоном ребенок, которому все безразлично, например.

Сделать д/з, собрать рюкзак, получить учебники – все это ответственность ребенка. Вспомнил про реферат в полночь? Сам завел будильник, встал пораньше и побежал распечатывать. Мама может дать кофе и не отключать орущий телефон. Но стоять и полчаса уговаривать деточку подняться, опаздывая на работу – совершенно из другой оперы.

Читайте также:  Как вычислить мужскую неверность: практические советы

Повышаем мотивацию младшего школьника

  • исправить двойку по русскому языку;
  • полностью делать домашние задания;
  • не выкрикивать, а поднимать руку на уроке и т.д.
  • получить хорошую отметку,
  • получить похвалу учителя или мамы,
  • быть лучшим учеником,
  • хорошо знать предмет,
  • чтобы его не ругали дома, не наказали,
  • не исключили из спортивной секции,
  • купили велосипед и т. д.

Приемы, помогающие идти к успеху

  1. «Шанс» — подготовленные педагогические ситуации, при которых
  2. ребёнок получает возможность получить хороший результат.
  3. «Эврика» — создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя раскрывает свои новые возможности. Даже если ребенок сам не заметит, как у него получится выполнить что-то сложное, учитель должен обратить на это внимание и похвалить младшеклассника.
  4. «Лестница» — взрослый постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний и обретения уверенности.
  5. Ошибка — это возможность! Все развивающие методики построены на ситуациях, в которых ребенок будет часто совершать ошибки, чтобы научиться исправлять собственные решения.
  6. Умение видеть маленькие результаты. Хвалите ребенка не только за пятерки — старания тоже заслуживают внимания.

Мотивация достижения или избегания неудач (опросник А. А. Реана)

  1. Включаясь в работу, как правило, я оптимистично надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативности.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по
  6. трудности.
  7. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  8. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  9. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от
  10. внешнего контроля.
  11. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность
  12. моей деятельности ухудшается.
  13. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  14. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  15. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
  16. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  17. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели,
  18. чем нереально высокие.
  19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
  20. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
  21. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  22. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается,
  23. даже если задание достаточно трудное.
  24. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.
  25. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

«Стремясь к успеху, будьте реалистами. Неудачи — это тоже часть жизни».

  • Что для меня важнее всего ?
  • Что всего важнее для другого?
  • Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т.д.)?
  • Почему я делаю это так, а не иначе?
PAPATOR - медицинский журнал о здоровье