8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Многие мамы замечают, что их малыш сторонится незнакомых компаний и детей, молчит и, возможно, даже старается спрятаться за вами. В этом нет ничего страшного, просто ребенок слишком застенчив и ищет способ защитить себя от людей и ситуаций, которые его ставят в неловкое положение или пугают.

Причины появления застенчивости у детей и правильная линия поведения родителей

Как проявляется застенчивость? Малыш ведёт себя не так бойко, как другие дети. Молчит в присутствии взрослых, стесняется отвечать на их вопросы. Многих родителей это начинает тревожить или раздражать. И вот они пытаются разговорить ребёнка, заставить вести себя активнее. На детский праздник заказывают весёлых клоунов и аниматоров, чтобы те помогли раскрепоститься. Видя такое отношение, дитё начинает чувствовать себя неполноценным.

Воспринимать застенчивость как отличительную особенность личности и чувствовать, что это недостаток, – далеко не одно и то же.

Ищите и подчёркивайте в своём чаде прежде всего, достоинства, а не недостатки. У скромных детей обычно хорошее поведение. Они милые, щедрые, умеют слушать и действительно слышат то, что им говорят. Если такого ребёнка чем-то сильно увлечь, от его скромности не остаётся и следа.

Застенчивый ребенок: что же делать?

  1. Прежде всего, нужно укреплять веру детей в их собственные силы. Чтобы достигнуть этой цели необходимо создать условия, когда у ребенка появится возможность проявить свои самые лучшие способности;
  2. Почаще хвалите вашего ребенка, особенно когда рядом присутствуют другие люди;
  3. Никогда не позволяйте себе говорить в присутствии ребенка про его стеснительность другим людям;
  4. Не сравнивайте ваше чадо с другими более «успешными» детьми;
  5. Как можно чаще демонстрируйте свое уверенное поведение, будьте хорошим примером для своего ребенка;
  6. Почаще бывайте с ребенком в гостях и на детских площадках, стимулируя его общение со сверстниками. Со временем из пассивного наблюдателя он превратится в активного участника игр;
  7. Можно предложить ребенку действовать не самому, а через маску любимых героев сказок или мультфильмов. Так, например, стихотворение на утреннике в детском саду может рассказать Илья Муромец. Такое действие через маску осуществляется намного успешнее, а в дальнейшем, оказавшись в ситуации успеха, многие дети сами начинают общаться самостоятельно.
  8. Как можно чаще моделируйте и прорабатывайте все сложные ситуации с ребенком, расписывая до мельчайших подробностей — что надо сказать или сделать. Благодаря таким схемам действия, ребенок будет знать, как ему поступить в той или иной ситуации.
  9. Рассказывайте своему ребенку больше сказок и историй, где главный герой обладает такими качествами характера, которые у ребенка необходимо развивать. Слушая такие сказки, ваш ребенок будет отождествлять себя с этим героем и начнет быстрее меняться в лучшую сторону.

Советую посмотреть видео по теме:

И в заключении, я хотела бы сказать, какой бы не был ваш ребенок, стеснительный или общительный — всегда любите его и принимайте таким, какой он есть. Великая сила родительской любви поможет вам вырастить гармонично развитого, уверенного в себе и общительного человека!

Застенчивый ребенок: что же делать?

А вы знаете, что воспитание мальчиков должно отличаться от воспитания девочек? Рекомендую вам, мои дорогие, ознакомиться с видеокурсом « Воспитание мальчиков и девочек: Утраченные традиции ». Сделайте шаг вперед к психологическому здоровью и гармонии своих детей, присоединившись к участникам курса.

Если у вас застенчивый ребенок, поделитесь с нами, как вы проводите с ним время? Возможно, ваши советы также помогут другим. Кроме этого советую поделиться статьей в соцсетях и подписаться на обновления блога, ведь у нас еще много чего полезного. Удачи вам!

Как с ней бороться?

По мнению психологов, стеснительность может появиться даже в возрасте до 1,5 лет, когда малыш, еще не умея толком разговаривать, пытается подружиться с другими детьми, особенно старшими. Им еще сложно понять младшего, потому они не берут его в свою компанию, а чадо расценивает это, как нежелание с ним дружить, замыкаясь в себе.

Читайте также:  7 мифов о женском счастье, которые делают нас несчастными

Выяснив причину такого поведения, у каждого родителя сразу появляется закономерный вопрос: что же делать? Ответ прост – помочь справиться с проблемой. А для этого нужно всего лишь следовать нескольким простым правилам:

Как с ней бороться?
  1. Любите и поддерживайте. Если чадо будет уверено в том, что у него есть надежный тыл, уверенности в действиях будет намного больше. Не делайте ему замечания при других детях, не сравнивайте и не ругайте за то, что кто-то лучше, чем он. Между вами должен быть тесный душевный контакт, чтобы малыш знал, что в любой неловкой для него ситуации он всегда сможет поделиться переживаниями с мамой и папой, которые поймут и поддержат.
  2. Уважайте. Ребенок – это самостоятельная личность и, несмотря на то, что он еще маленький, все же должен чувствовать себя таковым. Всегда внимательно слушайте, что он рассказывает, даже если вы очень заняты, ведь иначе можно пропустить что-то важное.
  3. Разделяйте. Если ребенок говорит, что боится что-то сделать, ответьте, что прекрасно его понимаете, более того, вы и сами иногда можете испытывать страх. Расскажите, что вы предпринимаете в таких случаях, и помогите ребенку последовать вашему примеру.
  4. Не заставляйте. Никогда не принуждайте малыша делать то, что он не хочет (познакомиться с кем-то, заговорить первым). Возможно, он еще не готов, или для этого ему нужно больше времени.
  5. Найдите положительные стороны открытости и коммуникабельности. С маленькими можно сделать это в виде игры, с более старшими воспользоваться доской или большим листом бумаги, где вы вместе будете записывать все плюсы.
  6. Проигрывайте. Ролевая игра – один из самых простых и эффективных способов избавиться от стеснительности. Для младшего возраста подойдут сказки с игрушками в главных ролях. Например, про лошадку, которая боялась подойти к другим животным на лугу. Дайте возможность малышу самому придумать сценарий решения этой проблемы. С детьми школьного возраста можно потренироваться отвечать на уроке или побыть взрослыми и отправиться на собеседование.
  7. Ходите в гости. Так ребенок будет больше времени проводить в детской среде и учиться применять на практике все наработанные с вами навыки. Хорошо, если у ваших друзей есть дети младше ваших. Девочкам в особенности нравится заботиться о малышах, а это еще один шаг к вере в себя и свои силы.
  8. Поощряйте и хвалите. За каждое даже маленькое достижение в преодолении робости хвалите ребенка. Ставьте конкретные цели, а за их выполнение награждайте – лакомствами, походами в развлекательный центр, кинотеатр, желаемым подарком.
  9. Помощь психолога. Если вы испробовали все методы, а ваш мальчик или девочка все равно пытаются спрятаться за вас и отказываются общаться с другими, сходите к детскому психологу. В этом нет ничего постыдного, просто проблема кроется немного глубже и нуждается в более квалифицированной помощи. Помните, ваша ситуация не единичная, потому не стоит бояться.

Застенчивые дети могут быть по-настоящему талантливыми и одаренными, но в силу своей закрытости могут так и не развить эти таланты. Задача каждого здравомыслящего родителя – помочь чаду стать увереннее в себе, создав для этого в первую очередь благоприятную атмосферу внутри семьи.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Как помочь застенчивому ребенку?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым.

Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно. Если Вы будете каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает Ваши ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны.

Не надо постоянно читать мораль о том, что должен делать “порядочный человек” или “хороший мальчик”, или “послушная девочка” и стыдить по любому поводу. Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе.

Постарайтесь чаще подавать пример уверенного, контактного поведения. Не замыкайтесь в себе, сами стремитесь к контактам с окружающими. Не создавайте проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизируйте ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света.

Часто подростковые проблемы тянутся еще из дошкольного или младшего школьного возраста. Здесь ребенок может не суметь справиться сам с этой проблемой. Здесь также важен пример уверенного незастенчивого поведения. Дети усваивают лучше, если сами видят, как надо поступать. Если Вы сами не можете послужить примером, то предложите ребенку самому выбрать для этих целей какого-нибудь человека. Это может быть как член семьи (брат, дядя, бабушка), так и сверстник, на которого Ваш ребенок мог бы равняться.

Предложите ему игру – сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет Вам, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе… Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратите внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос – громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица – напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросите ребенка понаблюдать за выбранным человеком.

Теперь попросите его описать себя в той же ситуации – есть разница? Объясните Вашему ребенку, что можно общаться, не разговаривая – одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Попробуйте по очереди показать друг другу Ваше состояние.

А теперь пусть Ваш ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими.

Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например, так:

  1. Улыбнуться
  2. Сказать “Привет”
  3. Спросить, можно ли поиграть вместе с ними и так далее.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми, не сообразить, что можно ответить, поэтому поощряйте своего ребенка.

Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ваш ребенок считает себя глупым? Спросите, что он подразумевает под словом “глупый”? разве неумение во время дать остроумный ответ – это глупость? Нет! Помогите ребенку найти побольше положительных качеств, и увидите, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

Можно теперь договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя – улыбки. Улыбнулся за неделю четверым – получай приз. Следующая неделя – улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю – получай другой приз.

Уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро Ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим или проситься в игру.

Ваш ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку? А так ли это страшно на самом деле? Бывают вещи и похуже. Призовите на помощь Ваше чувство юмора и придумайте вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение…

Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

Уделите побольше времени своему ребенку и помогите ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Совет дня: научите ребенка знакомиться со сверстниками на детской площадке

Когда малыш подрастает и ему уже скучно самому по себе играть на детской площадке, возникает потребность в общении. Но как знакомиться с другими с детьми? Это так необычно… На самом деле, все не так сложно. И сделать первый шаг к знакомству с новыми друзьями ребенку может мама. Рассказываем, как это сделать.

Первое и самое главное: не надо с особым выражением лица говорить другим мамочкам на площадке фразу вроде этой «Он у меня такой бука. Стесняется постоянно». Темперамент у всех детей разный: если кто-то легко и просто начинает игру с незнакомыми сверстниками, другим надо присмотреться.

Не подталкивайте ребенка, приговаривая: «Иди, поиграй, там должно быть весело». Если ребенок еще не научился «строить мостик» в общении с незнакомыми ему детьми, станьте архитектором отношений вы.

Психолог Ксения Васильева советует мамам предложить ребенку фразы, с которых можно начать разговор. К примеру: «Привет! Меня зовут Маша. Мне 4 года. А как тебя зовут?» Если малыш стесняется, можно сказать за него: «Привет! Это Маша. Ей 4 года. Она хочет поиграть с тобой вместе. Как тебя зовут?» Чаще всего дети после этого начинают играть вместе.

Другая фраза, которую дети чаще всего используют на детской площадке, звучит так: «Привет! Я Маша (называют свое имя). Как тебя зовут? Давай дружить!» И ее тоже можно и нужно подсказать ребенку, который учится социализироваться.

Ксения Васильева просит мам подготовить детей и к тому, что не все дети могут согласиться на дружбу.

Бывает так, что у другого ребенка нет настроения играть, или он не любит новые знакомства. Или вообще дурной нрав. И он отказывает. Кто-то вежливо, кто-то не очень, — объясняет эксперт.

Что должна сделать мама в такой ситуации? Ответ: помочь своему чаду пережить этот отказ. Важно объяснить ребенку, что отказ от дружбы — не катастрофа, так бывает. И если отказался от предложения поиграть вместе один ребенок, нужно предложить кому-то другому, который согласится. Психолог советует мамам пояснить детям и такой момент:

Он (ребенок) сам, может отказаться от знакомства в тот момент, когда он на него не настроен.

А ваш малыш сам научился знакомиться на детской площадке или вы ему помогали наладить общение?

PAPATOR - медицинский журнал о здоровье