Чем занять ребенка в 3 месяца с пользой для развития

Двигательное развитие на первом году жизни является клиническим отражением сложнейших и недостаточно иных в настоящее время процессов. К ним можно отнести:

В этом возрасте малыши спят приблизительно тринадцать часов в сутки. Читая о том, сколько спит ребёнок и понимая, что ваш кроха в год и 3 месяца спит меньше (или больше), имейте в виду: указанное количество часов может меняться в каждом конкретном случае, то увеличиваясь, то уменьшаясь на пару часов.

В идеале дневных снов должно быть три. Два как минимум. длительность каждого из них должна быть не менее часа. Однако идеал — это не правило и уж точно не реальность. В вашем конкретном случае всё может быть иначе. К тому же, когда ребёнку год и 3 месяца, он нередко плохо спит ночью и днём. Причины снижения качества сна могут быть самыми разными — от прорезывания зубов до психологических переживаний.

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Развивающие игры для детей месяцев 

Любая мама может организовать полезные игры дома для своего малыша. Приведем несколько примеров того, как развивать ребенка в три месяца с помощью игр.

  • Игра в прятки. Мама накрывает свою голову полотенцем или платком и спрашивает у малыша: «Где мама? Ку-ку!» Потом платок снимается: «Вот мама!» Таким же образом можно спрятать и самого ребенка. Возможно, у него получится самому снять платок. Похвала в таком случае обязательна.
  • Развитие звукоподражаний. Мама смотрит в глаза и заводит разговор с крохой, пытаясь вызвать у него повторение гласных звуков: «Ууу. Бу-бу-бу!» Подобное общение вызывает положительные эмоции у малыша, проявляющиеся комплексом оживления. К тому же, играя в подобные игры, взрослые побуждают своего кроху к первым речевым достижениям.
  • Пальчиковые игры. Это может быть «Сорока-белобока», «Грибок», «Кую-кую ножку» или другие пальчиковые игры. Цель подобных игр – развитие мелкой моторики, а также эмоционально положительное развитие младенца.
  • Игра «Найди колокольчик». Мама знакомит своего малыша с колокольчиком (или же с любой другой музыкальной игрушкой), а именно со звуком, им издаваемым. Затем мама отводит колокольчик в сторону и звонит им. Задача малютки – отыскать взглядом звучащий колокольчик. Благодаря данной игре развивается не только слуховое восприятие, но и двигательные навыки (активные повороты туловища и головы в сторону звука).
  • Пение. Врачи утверждают, что детки слышат и запоминают пение матери, будучи еще в утробе. Трехмесячные малыши также любят песни и замирают во время прослушивания маминой колыбельной. Нередко после песен младенец начинает гулить, как будто пробует повторить за мамой только что услышанное.

Теперь вы знаете, чем заняться с трёхмесячным младенцем. Очевидно, что это под силу любому любящему родителю. Остается лишь сделать вывод о том, что уровень прогресса младенца находится, прежде всего, в руках его мамы и папы. А для организации занятия с ним вовсе не обязательно скупать горы литературы и игрушек. Главное – это быть рядом с малышом и как можно больше общаться с ним, поскольку, как упоминалось в самом начале, в младенческом возрасте ведущий вид деятельности – это эмоциональное общение со взрослыми.

Развивающие занятия для детей от 3 до 6 месяцев: познаем мир

Развитие ребенка на месяце жизни.

  • Физическое развитие ребенка на 3 месяце жизни ознаменуется не очень ловким переворотом со спинки на животик если у него получается не очень то можно помочь это сделать.
  • А лежа на животе, кроха приподнимается на предплечья и с интересом осматривается вокруг.
  • Для укрепления мышц шея и спинки необходимо провоцировать малыша, чтобы он приподнимался на локотках поднимая головку привлекая его внимание яркой игрушкой. Так же можно положить игрушку перед ним, чтобы ребенок пытался до нее дотянуться.
  • Особое внимание надо уделять развитию мелкой моторики, которая по мнению специалистов влияет на развитие мозга и психики ребенка, кроме того моторика стимулирует центры речи.
  • Начинают появляться первые признаки режима дня: сон и бодрствование происходят примерно в одно и то же время. Для мамы это очень удобно, так как теперь она сможет распланировать свой день.
  • Развивается еще одно умение – перед тем, как дотянуться до игрушки или потянуть ее в рот, кроха в задумчивости ее рассматривает, словно раздумывая, а будет ли стоить результат затраченных усилий. К трем месяцам постепенно исчезают рефлексы, полученные при рождении, и их место занимают условные, нарастая в геометрической прогрессии.
  • Разговаривайте с малышом как можно больше, проговаривайте все действия и манипуляции с ним, например когда купаете или переодеваете его. Это способствует развития пассивной речи. Ребенок еще на понимает, что ему говорят но чувствует эмоциональное состояние говорящего, поэтому говорите как можно ласковей.
Читайте также:  Опасность кровоизлияния в мозг и последствия патологии 

Обучение

Чтобы приобрести новые навыки ребенку в 3 месяца, обязательно надо стимулировать малыша зафиксировать внимание на движущемся, и на недвижимом предмете. Для этого надо выбрать яркую игрушку, дать возможность сфокусировать на ней взгляд и начать перемещать ее слева направо, сверху-вниз. Приговаривая при этом: «Куда делась погремушка? Вот же она!»

У малыша должна быть возможность потрогать игрушку своими ручками, пощупать ее. И в то же время он должен видеть то, что ощупывает. Для этого надо положить в ручку крохи предмет и привлечь к нему его внимание.

Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) укрепит физическое состояние малыша.

Развитие ребенка на месяце жизни.

Включайте ребенку красивую музыку, потому что она способно успокоить и утешить малыша, стать источником его психического здоровья, а отсутствие музыкальных впечатлений в раннем детстве, невозможно восполнить в более позднем возрасте.

Речевые навыки ребенка в 3 месяца.

У каждого малыша время начала гуления разное. Кто-то в 3 месяца продолжает гулить, а кто-то только приступает. Но с каждым днем произносимые им звуки становятся более разнообразными. В основном ребенок пользуется гласными звуками, но порой можно услышать и согласные. Подмечено, что если у малыша плохое настроение, он не расположен «вести разговор», а вот радость всегда побуждает его к общению со взрослым. Чтобы начать развивать речевую активность, надо попробовать научить кроху чмокать губами, высовывать язычок — он с удовольствием будет повторять эти движения, которые ему впоследствии пригодятся для развития речи.

Уход за ребенком 3 месяца.

  • Если малыш уже привык к процедурам массажа, к занятиям по плаванию и гимнастике, то пора добавлять закаливание, представляющее из себя воздушные ванны. Если в помещении достаточно комфортная температура (22 гр.С), то ребенка надо одевать в легкую распашонку, когда он бодрствует. Лучше малыша не кутать, движения его должны быть свободными.
  • Купайте малыша ежедневно перед сном и желательно с приемом воздушных ванн перед купанием.
  • Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными и не менее 2 часов.
  • Приоритетом в питании должно по прежнему оставаться грудное молоко.
  • Надо по-прежнему стремиться к соблюдению режима дня. Обычно на третьем месяце родители входят в ритм жизни маленького члена семьи, им становится привычным нахождение малыша в доме, и они приглашают гостей, включают громкую музыку.
  • Конечно же, в полной звуковой изоляции малыш не должен находиться, но присутствие в доме посторонних людей и шум могут травмировать детскую психику. И об этом родители должны помнить.

Вот так, шаг за шагом, малыш готовит себя к переходу  4-й месяц.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

  1. Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

  2. Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

  3. Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

  4. Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.

Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:

  • Мышечный тонус снижен;
  • Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
  • Нарушение координации рук при движении.

Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.

Развитие в месяца: как выбирать игрушки для ребенка

Для каждого возраста игрушки свои. В три месяца требований к ним немного, но они все же есть:

  • Яркие, но не слишком пестрые.
  • Не тяжелые и не слишком крупные, чтобы малыш мог удержать их в ручках и не уронил на себя (а если это произойдет — не ушибся).
  • При этом не слишком маленькие. Младенец все тянет в рот, игрушка легко может стать причиной асфиксии. С оглядкой на это выбирайте цельные изделия, от которых не отсоединятся мелкие детали.
  • Качественные. Убедитесь, что материалы нетоксичны, спрашивайте сертификаты качества в точках продажи. Выбирайте специализирующиеся на малышах магазины с хорошей репутацией.
  • Нелипкие, неострые, без нитей, шнурков и веревок, лучше — цельные.

Важно! Не давайте игрушки для старших детей. Трехмесячный кроха еще не умеет взаимодействовать со сложными, функциональными предметами, но легко может ими травмироваться — например, ткнуть кукольной рукой себе в глазик или съесть колесико от машинки. Также не давайте мягких игрушек — мех или шерсть могут попасть малышу в дыхательные пути.

Как видим, малютка уже довольно активно контактирует с внешним миром, так что задача родителей — поддерживать и укреплять его порывы к познанию. Однако каких-либо сверхусилий для этого не требуется, ведь пока детки маленькие, проблемы тоже невелики. У вас еще все впереди: скоро кроха научится ходить и резво пойдет вперед по жизненному пути.

Упражнения, массаж и игры с ребенком в месяца

Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).

Лучшее время для разминки — период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.

1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните — разогните ножки примерно столько же раз.

2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.

Читайте также:  Психосоматика эпилепсии у ребенка и взрослого

3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.

Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой — поглаживание:

— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями — сверху вниз;

— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся — так массируются поперечные и косые мышцы;

— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.

— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;

— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук — от стопы к бедру.

Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.

1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.

2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.

3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.

4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.

Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.

Основы будущей успешности ребенка — в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни — закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди — новые достижения!

Полезные ссылки:

Коррекция развития

При этом вы должны самостоятельно заниматься с крохой. Каждую свободную минуту уделяйте общению и развивающим занятиям.

  • Приобретите яркие игрушки и перемещайте по очереди перед крохой. Постепенно он научится фокусировать на них взгляд.
  • Обратите внимание на музыкальные игрушки с приятными мелодиями, классической музыкой или звуками природы.
  • Сделайте импровизированный турник для крохи. Стимулируйте его тянуться к нему.
  • Вкладывайте в ручки дитяти предметы разного размера, фактуры, формы.
  • Учите ребенка ползать. Положите перед ним яркий предмет. Как только он его заинтересует, подставьте ладонь под стопы ребенка. Постарайтесь, чтобы грудничок сам добрался до игрушки.
  • Ребенок должен находиться в компании близких, слышать речь, иметь хороший угол обзора для наблюдения.
  • Читайте крохе сказки, танцуйте с ним на руках. Посещайте с ним новые места. Рассказывайте ему, что видите вокруг.

Любите кроху, внимательно относитесь к физическому и психическому развитию и здоровью. Регулярно показывайте ребенка педиатрам. И помните: вовремя выявленные отклонения исправимы.

Соответствует ли нормам развития малыш, и что должен уметь ребенок в 3 месяца. Речь пойдет о достижениях и навыках крохи в этот знаковый период, а также о том, что делать, если развитие не соответствует общепринятым канонам.

PAPATOR - медицинский журнал о здоровье