Билингвизм (двуязычие) у детей: плюсы, минусы, особенности воспитания

Наверное, уже ни для кого не секрет, что основа физического и умственного развития ребенка закладывается в его первые годы жизни. Поэтому так важно уделить ребенку максимум внимания именно в этот период. Это же касается и речевого развития.

Похожие работы

  • реферат Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2
  • курсовая Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией
  • дипломная развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста при нормальном речевом развитии
  • реферат Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте
  • курсовая Развитие восприятия мимики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованных игр.
  • статья ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • курсовая Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре
  • курсовая Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • курсовая Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией
  • курсовая Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • дипломная Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • курсовая Исследование особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
  • статья Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития

Рубрики

Планирование

  • Зачатие
  • Бесплодие
  • Подготовка к беременности
  • Поздняя беременность

Беременность

  • Обследования и процедуры
  • Фитнес для беременных
  • Уход за собой
  • Образ жизни во время беременности
  • Питание и беременность

Роды

  • Подготовка к родам
  • Восстановление после родов
  • Жизнь после родов

Уход и воспитание

  • Уход за новорожденным
  • От 1 года до 3 лет
  • От 3 до 6 лет
  • От 6 до 11 лет
  • Воспитание в других странах

Кормление

  • Грудное вскармливание
  • Искусственное вскармливание
  • Прикорм
  • Детское питание

Болезни

  • Болезни при беременности
  • Детское здоровье

Как запустить речь у безречевого ребенка. Участники коррекционного процесса и их роль

Специалисты центра продолжают рассказывать о нарушениях речи при ДЦП. Часть 2

Как запустить речь у безречевого ребенка. Участники коррекционного процесса и их роль.

Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях.

В задачу логопеда-дефектолога входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития.

Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:

  • развитие и коррекцию слухового восприятия,
  • развитие и коррекцию зрительного восприятия,
  • развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей, общего соматического и неврологического состояния.

Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральными параличами.

Целью коррекционно-педагогической работы в доречевой период при ДЦП является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие эмоциональных реакций;
  • развитие движений руки и действий с предметами;
  • формирование подготовительных этапов развития понимания речи.
Читайте также:  Диета при инсульте: основные принципы питания

Напоминаем, что первичная консультация логопеда- дефектолога для пациентов центра «Могу ходить» бесплатна.

Записаться на консультацию к специалисту нашего центра можно через администрацию по телефону: +7 (812) 635 87 05

Как запустить речь у безречевого ребенка. Участники коррекционного процесса и их роль

Признаки задержки речевого развития у детей

Общая задержка речевого развития у ребенка устанавливается в связи со следующими признаками:

  1. В случае если в 2,5 года его словарный запас менее двадцати слов и их модификаций. В таком случае чаще всего малыш не может назвать части тела или указать на знакомый предмет. Также к серьезным признакам относится то, что он не может связать два слова по смыслу.
  2. В возрасте три года он произносит слова, но предельно непонятно. При этом даже родные могут его не понимать. Малыш не может составить предложения и не понимает рассказов, которые слышит.
  3. В случае если он говорит слишком быстро или слишком медленно, при условии, что такого примера не было подано.
  4. В случае если он только повторяет фразы, но не умеет составлять собственные. Малыш постоянно повторяет услышанные слова и предложения.
  5. В случае если у него постоянно открыт рот и повышено слюноотделение, не вызванное иными причинами.
Признаки задержки речевого развития у детей

Таким образом, при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков задержки речевого развития у детей, необходимо немедленно обратиться к специалисту – логопеду или педиатру. Врач, при необходимости, может предоставить направление к психологу или детскому неврологу. Данная проблема требует особого внимания родителей и немедленного вмешательства.

Проблемы билингвизма

Несмотря на большое количество преимуществ для развития когнитивных процессов, у детей и взрослых-билингвов есть некоторые сложности с адаптацией в обществе и общении в кругу малознакомых людей. Как правило, о своем двуязычии они предпочитают не распространяться, стесняются акцента, ограниченного словаря.

По мнению окружающих, билингвы ведут себя чудаковато, в речи употребляют непонятную многим лексику, иногда долго думают, прежде чем произнести предложение или ответить на вопрос.

Двуязычные дошкольники и ученики начальной школы сталкиваются с другими проблемами:

  1. Задержки речевого развития на ранних этапах

Это может привести к замедлению интеллектуального развития, если не обратить на проблему внимание вовремя. Хотя это мнение современными логопедическими сообществами активно опровергается: сваливать речевые задержки только на наличие нескольких языков в окружении ребенка необъективно, они могут возникать по другим естевенным причинам, как и у детей монолингвов.

  1. Нарушения звукопроизношения

Происходит из-за смешения фонем в разных языках. В результате появляется акцент, сложности с орфографией.

Проблемы билингвизма
  1. Бедность словарного запаса

Это характерная проблема для двуязычных людей. Хотя в общем количестве слов дети билингвы от сверстников не отстают. Они могут называть один предмет двумя словами на разных наречиях.

  1. Упрощение синтаксических конструкций

Ребенку проще сказать предложение из 3-4 слов, чем развернуто описывать предмет или выражать просьбу. Эта проблема решается за счет расширения лексикона в процессе обучения в детском саду, школе, чтении художественной литературы.

  1. Привыкание к установленным правилам общения в семье

Дети билингвы, воспитывающиеся в двуязычной семье, привыкают к тому, что с папой они общаются, например, на русском, а с мамой — на татарском. Соответственно, если в куклы с дочкой играет только мать, то подобная игра будет связана с маминым наречием. Язык отца потребуется в других жизненных ситуациях. Если что-то меняется, дети сложно переживают перемену речевых привычек.

На заметку! Все дети дворян в России 18-19 века могут считаться билингвами. На французском общались в обществе родных, людей, принадлежавших к высшему сословию, на русском — только с крепостными, крестьянами, бедняками.

Читайте также:  Нейропатия, что это такое – симптомы и лечение

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями задержки речевого развития у детей до 3 лет можно считать:

  • ненормальное протекание доречевого периода, который составляет от шести месяцев жизни до одного года;
  • отсутствие реакции на звук и речь у малыша одного года;
  • вялые попытки повторения слов родных детьми возрастом 1.5 лет;
  • невозможность на слух выполнить простое задание – касается детей от 1.5 до 2 лет;
  • ребёнок не выговаривает слова в два года;
  • неспособность соединить несколько слов в простые предложения – в возрастной категории от 2.5 до трёх лет;
  • полное отсутствие собственной речи в трёхлетнем возрасте. Ребёнок произносит заученные фразы, например, из телевизора или книжек, не понимая их смысла;
  • использование вместо речи мимики и жестов;
  • произношение всех слов невнятно или нечётко;
  • отсутствие взаимодействия со сверстниками;
  • ребёнок не распознает простые предметы;
  • непонимание вопросов и неспособность отвечать на них;
  • неумение называть членов семьи.

При возникновении одного или нескольких из вышеуказанных симптомов необходимо проконсультироваться у педиатра.

По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстает в речевом развитии? Первые симптомы могут появиться еще в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша. Предвестниками ЗРР в младенческом возрасте могут быть:

  • маловыразительный крик или его отсутствие;
  • поздний период гуления, недостаточная интонированность звуков;
  • позднее появление лепета или его отсутствие, малыш не может долго произносить одинаковые звуки;
  • лепет не является самостоятельным видом вербальной деятельности, то есть малыш не использует его для общения с окружающими;
  • длительный период использования «лепетных» слов;
  • отсутствие подражательных действий за взрослыми.
Симптоматика

Главный симптом ЗРР – позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза – к 3. Но говорят они нечетко, окружающие с трудом понимают их. В три года ребенок не может строить предложения и использовать их для общения с окружающими. Для осуществления коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.

Кроме речевой симптоматики, у детей с ЗРР может быть и неврологическая:

  • гиперактивность или, наоборот, ребенок слишком медлительный;
  • малыш с трудом адаптируется к новым условиям;
  • не идет на контакт с окружающими;
  • предметная избирательность в игре и избирательность в общении;
  • отставание в моторной сфере;
  • неустойчивое внимание.

При проявлениях описанной симптоматики нужно провести комплексную диагностику, которая поможет установить точную причину появления дефекта. А потом подобрать эффективные пути коррекции.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию.  Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Читайте также:  Причины возникновения и последствия синдрома Веста у детей

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.
Разновидности задержки речевого развития

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена мелкая и крупная моторика, они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух:

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

PAPATOR - медицинский журнал о здоровье